Взгляд после Альтернативных Культурных Пространств в Кишиневе

В начале июня я села на поезд Яссы-Кишинев, в горячке подготовки к мероприятию, чтобы своими глазами увидеть, к чему приведут наши усилия по организации первого издания “Альтернативных культурных пространств“. Идея, которую обсуждали на многочисленных встречах в Доме Земств ещ с 2014 года, с момента инициации проекта Zpațiu, с участием представителей независимой культурной сцены Республики Молдова, здесь материализовалась, будучи взятой под контроль Коалицией Независимого Культурного Сектора Республики Молдова и подготовленной весной этого года, в непростых условиях для работников культуры, которые уже два года сталкиваются с трудностями, налагаемыми пандемической ситуацией, а с февраля – кровопролитной войной в соседней стране и огромными потоками украинских беженцев.

Напоминая в некоторой степени Белую ночь галерей, в Кишиневе была реализована идея соединения альтернативных пространств и мест, используемых представителями независимого культурного сектора, многие из которых нестабильны, временны или чье существование омрачено государственными учреждениями культуры и монополией творческих индустрий:

<< Альтернативные культурные пространства служат платформой для культурных инициатив, осуществляющих деятельность в пространствах, которые изначально не были предназначены для культурного и/или образовательного пространства, а также для независимых художников/артистов, которые развивают художественный и теоретический дискурс, альтернативный доминирующему (невосприимчивый к (само)цензуре, практикуемой в государственных учреждениях, и автономный от коммерциализированного сектора творческих индустрий).>>

В форме трехдневной программы #SCA2022 задействовали сразу несколько мест, которые из-за нехватки ресурсов не могут синхронизировать свою деятельность. Более того, проект вышел за пределы Кишинева, в село Хыртоп Чимишлийского района с показом фильма “Наша Ева”, снятого молодым режиссером Анной Гурдиш; и даже на левый берег Днестра, в Дубоссары и Рыбницу, с идеей объединения художников и формирования устойчивого культурного сообщества перед лицом политических, экономических или социальных преобразований.

Эти места включают Открытую Квартиру, подземные пространства, превращенные в художественные галереи (Бункер, Галерея Оу, Подземка), площади (B68 и перед лицеем “Г. Асаки”) и открытые общественные пространства, частные пространства вдали от центра города (Suspiria), Дом культуры в деревне Хыртоп (Чимишлия) и, наконец, Дом Земств.

Дом Земств, который сейчас является самостоятельным культурным центром, является истинным примером того, что нет ничего более устойчивого, чем неустойчивость – эту фразу я тоже услышала на одном из собраний работников культуры и искусства, работающих в его стенах.

В Доме Земств были активизированы несколько пространств: 3rd Space Studio и Stalker Garden, Zpațiu, Коридор, Кладовая, Художественная мастерская, Мастерская велокультуры и, впервые, Queer Cafe.

Максим Поляков говорит о 3rd Space Studio как о “третьем пространстве”, в том же смысле, в каком мы называем собственный дом первым пространством, а рабочее место – вторым. Таким образом, он становится местом, сочетающим в себе эти два понятия, но и чем-то большим – местом, которое не хочется покидать. Именно на этом основаны принципы его работы: многофункциональность и способность к трансформации как экологическая модель использования пространства. Технологии и методы переработки отходов. Автономия независимого производства. Коллективизм как рабочий формат.

Все вместе они провели в рамках #SCA2022 несколько мероприятий. Пицца-пицца-пицца! Recipes Zine Workshop (Журналы с рецептами) с Анкой Димой (covrig) и Алином Чинка (books for friends). Они выпустили прекрасную книгу рецептов, коллективно напечатанную художниками и участниками из их рисунков и коллажей, созданных за эти полдня.  

На стенах Студии 3rd Space и вокруг нее художники представили свои работы: Анка представила выставку Самые длинные пять минут моей жизни – рисунки, сделанные ею во время путешествия на поезде Бухарест-Кишинев. Максим и Антон Поляковы показали нам коллекцию Cactus klub и самиздат работы Kolxoz. А Рамин Мазур, Рубен Холлингер и Екатерина Шошева выставили коллажи и фотографии из своих личных архивов, с размышлениями о самом архиве и событиях, которые они воплощают.

Katerina Shosheva “Varna”
Ruben Hollinger “Putting бананка aside to hug you hello little bird”

Еще одним производственным помещением в Доме Земств является Художественная студия, которая служит рабочим пространством для начинающих художников, а в последние годы также используется как художественная студия для детей из семей беженцев из Украины. В соседней комнате Анна Бантюк – мультидисциплинарная художница, приглашенная в эту мастерскую, – представила инсталляцию об иллюзии мира и стабильности, в которой пытается жить человеческий разум, и организованном хаосе, к которому стремится природа.

Инсталляция Анны Бантюк

Zpațiu – одно из первых помещений в здании, ставшее выставочным пространством. Здесь художник Чиприан Анточ установил свою выставку, озаглавленную любопытным девизом: “Как будто что-то, где-то, познается в виде образов – но не нами” – Мари-Луиза фон Франц. Чиприан говорит, что он пытался извлечь общие свойства из окружающей среды и отобразить их с помощью основных визуальных пластических элементов: “Одним словом – Абстракция”.

фото: Maurice Durczewski


Совсем недавно организация Queer Voices восстановила несколько комнат в Доме Земств для создания Queer Café – безопасного пространства для членов и представителей сообщества ЛГБТК+, и открыла свои двери для посетителей #SCA2022. Здесь они провели, в частности, показ фильма Queerdos, снятого в сотрудничестве с MOLDOX, открытую репетицию активистской группы RoR – Rhythms of Resistance Chisinau и семинар по квир театру в Восточной Европе.

фото: Doy Romanta Dochitan

Коллектив PODVAL завершил субботний вечер совместным Queer Café и коридорной вечеринкой: Звуки музея, vol. 1, мероприятие, посвященное многообразию в музыке, танцах и дружбе. С одной стороны, в Queer Café состоялось предварительное открытие пространства с танцполом под биты 90-х и 00-х, а коридор музея стал местом встречи поклонников и любителей более жесткой музыки – техно, брейккора, хардкора.

фото: Doy Romanta Dochitan

В двух кварталах от Музея Земств находится Галерея Оу – еще одно альтернативное культурное пространство. Она открылась пять лет назад в подвале студии Красный Петушок (где проходят творческие мастерские и другие культурные мероприятия, но это также и студия художницы Василуцы Василаке). В галерее проходила ее выставка “Wood Wide Web”. Находясь на пересечении живописи, звука, света и инсталляции, работа предлагает публике иммерсивный опыт. “Настоящая сказка”, как говорит автор.

Отсюда мы продолжаем наш выставочный тур в Бункере – еще одном подземном пространстве, на этот раз в подвале Академии музыки, театра и изящных искусств (или, как известно, с недавних пор во дворе “Арткора”). После нескольких лет бездействия, под угрозой столпотворения и расширения креативных индустрий со стороны пространств AMTAP, Бункер возвращается с проектом-мистерией украинского художника Дмитрия Дульфана, куратором которого является Лилия Драгнева.

“Муха-Войнуха” – это иллюстрированная поэма, созданная из произведений, найденных в руинах разрушенных зданий на территории Украины, оккупированной российской армией.

Лилия Драгнева рассказала нам, что инсталляция является специфической для данного места и, по ее мнению, была задумана специально для Бункера.

И если остальные места более знакомы, то о Суспирии я услышала совсем недавно. Поэтому я с любопытством отправился в Чоканы, где в одном из промышленных зданий я встретила Михая Молдовану, молодое (и новое для меня) лицо на кишиневской арт-сцене. Вместе с ним я поделилась некоторыми идеями о том, как молодые художники могут восстановить неиспользуемые или заброшенные пространства с помощью партнерства между общественностью и гражданским обществом. Я увидела надежду в том, что молодые люди здесь находят свое место, потому что, в конце концов, именно в этом и заключается смысл пространства, управляемого художниками. Михай делится этим местом с другими: здесь образуются связи, небольшие сообщества. Те, кто становятся его друзьями, возвращаются в Суспирию, чтобы работать, проводить время и смотреть выставки.


Возвращаясь к первому дню программы, пятница совпала со Всемирным Днем Велосипеда (отмечается ежегодно 3 июня). Кишиневский Велосипедный Альянс (ABC) отметил эту дату двухдневным фестивалем Bikefest. Также в программу #SCA2022 вошла Критическая Масса – ежемесячное мероприятие, объединяющее сообщество альтернативного транспорта. После него состоялась вечеринка: викторина с компотом и плациндами в Открытой Квартире на площади B68.

foto: Nicolai Orlov; Maurice Durczewski

Помимо того, что совместные мероприятия объединили культурное и велосипедное сообщество, а не разделили общественность неестественным образом, следует отметить, что нам удалось объединить усилия ради одной из общих целей – возвращения общественного пространства. Именно этим на протяжении многих лет занимается Открытая Квартира, борясь с незаконной парковкой, настаивая на проведении культурных мероприятий на площади перед городским Управлением культуры.

Наконец, #SCA2022 показал, что у нас в Кишиневе есть лояльная публика, жаждущая видеть друг друга на культурных мероприятиях. Что они нужны нам для социальной сплоченности, а не только для поддержки потребностей артистов и работников культуры. Несколько десятков человек были готовы приходить и возвращаться в течение трех дней в Дом Земств, несмотря на плохие условия там. И для меня это очень много значит.

фото: Doy Romanța Dochitan

С помощью Коалиции Независимого Культурного Сектора Республики Молдова и Ассоциации Оберлихт независимому художественному сообществу удалось самоорганизоваться (через автономию и коллективные усилия одновременно). Вероятно, мы также руководствуемся намерением соединить сообщества между двумя берегами Днестра и децентрализовать культурную жизнь, сосредоточенную в Кишиневе.

Мы объединили 17 пространств в нечто, что, как мы надеемся, станет традицией, объединяющей людей (в том числе из-за рубежа), сообщества, банки, деревни и города.

foto: Elena Chirila; Maurice Durczewski; Vladimir Us

text și fotografii de Elena Chirila

Проект Культурный блог осуществляется Коалицией Независимого Культурного Сектора Республики Молдова в партнерстве с Ассоциацией Оберлихт при поддержке Швейцарского Агентства по Развитию и Сотрудничеству (SDC).

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s